Previous Entry Share Next Entry
Краснознаменная группа — не памятник?
artemijv
   
Заявленное восстановление Краснознаменной группы в Екатеринбурге продолжает будоражить умы горожан и журналистов
   

   
А мне, как руководителю Свердловского отделения «Сути времени» — организации, уже три года ведущей борьбу за главный символ советского Свердловска — за последнее время довелось поучаствовать в нескольких передачах на радио и ТВ. Следующие две наиболее занимательны.
   

«События. Акцент», канал ОТВ, ведущий Максим Путинцев:
   

   
Ток-шоу «Что это было?», 4 канал, ведущие Евгений Енин onair1 и Маргарита Балакирская ehomargo:
   

 
Передачи абсолютно разные. В первом случае формат подразумевает содержательное обсуждение. Во втором — «шоу маст гоу»: быстро-быстро, кричим, ругаемся, голосуем, финиш! Тем не менее, тема заявлена, нужные аргументы озвучены, голосование выиграно. Не думаю, что это моя заслуга: даже если в шоу 4 канала у Дениса Каменщикова не будет оппонента, результат изменится не сильно. А как ещё можно ответить на вопрос:
   

«Что вам больше нравится — Денис Каменщиков или Краснознаменная группа?»
   
Но не будем об этом. Гораздо интереснее, что при всей разнице формата, главный аргумент и у журналиста Путинцева, и у постмодерниста Каменщикова один: Краснознаменная группа — это не памятник. В интеллигентной форме это звучит как «рама для картины», в более развязном стиле как «подставка под орден», но речь об одном и том же.
   
Скажу больше: почти на каждой публичной дискуссии о Краснознаменной группе некий «эксперт» — чаще всего «скандальный журналист» или «известный политтехнолог» — заявляет что-нибудь типа:
 
— Да-да, мы понимаем, орден Ленина, вклад в Победу и всё-такое... Но ведь Краснознаменная группа — это не сам орден. Орден находится в музее. Его копию установили рядом с ЖД-вокзалом. А эти «красные шпили» — ну, это просто такая «подставка». Супрематизм, авангардизм — знаете ли, «на любителя». А вот уважаемый архитектор такой-то говорит, что это не памятник — ни по каким параметрам. Никакой эстетической ценности он не представляет, просто «красные железки». Вот так!
   
Ну что же, давайте разбираться.
   
Краснознаменная группа фотографии Плотинка орден Ленина Екатеринбург Свердловск Суть Времени.jpg
Краснознаменая группа, фотографии 2007 - 2013 гг.
   
Статус памятника
   
Для начала о юридической стороне вопроса. Действительно, Краснознаменная группа не была вовремя включена в число охраняемых объектов культурного наследия. То ли потому, что была снесена за год до сорокалетия — что подразумевало бы обязательное включение в реестр. То ли потому, что региональные органы власти, занимающиеся выявлением и составлением реестра памятников работают, мягко говоря, не очень, но формального статуса у Краснознаменной группы нет.
   
Вопрос: являлась ли монументальная композиция «Шпилей Краснознаменной группы» памятником — не формально, а фактически?
     
Возьмем Толковый словарь Ожегова:
   
Памятник — Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события)
   
Энциклопедический словарь:
   
Памятник — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны,народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства,письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью,триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т.д. Наиболее развитый вид памятников - мемориальные сооружения.
   
И наконец, Федеральный закон № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
   
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
 
Если обобщить определения и отделить то, что относится к малым формам, литературе и археологии, получим, что памятник — это:
     
1) Произведение искусства в память о выдающейся личности или историческом событии: скульптура или архитектурное сооружение (скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью,триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие или иное мемориальное сооружение)
   
2) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества, представляющий ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций

   
Давайте вооружимся этим определением и — в очередной раз — вспомним историю Краснознаменной группы.
   

Краснознаменная группа, мемориальная надпись о награждении Свердловска орденом Ленина
   
Историческое событие
   
16 ноября 1973 года город Свердловск (ныне Екатеринбург) был награжден орденом Ленина — «За большие революционные и трудовые заслуги трудящихся города Свердловска, их выдающуюся роль в индустриализации страны, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, успешную деятельность по созданию материально-технической базы коммунизма и в связи с 250-летием со дня основания»
   
Орден Ленина — это высшая награда Советского государства, аналогов которой в современной России нет. За всю историю СССР орденом Ленина было награждено 43 города (из них 12 городов-героев и крепость-герой Брест). И для Свердловска это награждение было действительно историческим событием. Причем важнейшим для города, в годы Великой Отечественной расположенного в глубоком тылу, было признание вклада свердловчан в разгром фашистской Германии. И увековечить награждение Свердловска орденом Ленина было решено не в виде стандартной стелы на въезде в город или городской площади — а в виде уникального мемориального сооружения, на недавно реконструированной Плотине городского пруда. Именно такую задачу поставил областной Совет ветеранов, который объявил конкурс на памятник, и собрал добровольные взносы на его установку.
     

Краснознаменная группа на плотине городского пруда Екатеринбурга, 2012 год, фото gelio
   
Градостроительство и архитектура
   
Выбор места не случаен. Плотина городского пруда — это главная пространство города. Отсюда начинался Екатеринбург, здесь стояли его первые заводы. В старых цехах этих заводов уже в ХХ веке, во время Войны, работали военные предприятия. А после войны, в 60-е и 70-е годы, Плотинка стараниями мастеров уральской архитектурной школы, стала такой, какой мы знаем её сейчас — главным городским пространством, историческим, общественным, рекреационным. Но до определенного момента центральная точка Плотины, место пересечения главных осей и сердце города никак не была закреплена. Здесь должно было появиться нечто знаковое
   
Я позволю себе процитировать то, что о Плотинке и Краснознаменной группе ещё два года назад сказал профессор Сергей Иосифович Санок, кандидат архитектуры, завкафедры градостроительства УралГАХА:
   
«Уникальность Плотинки в том, что оно не просто подразумевает центр, оно и является геометрическим центром. Очень чисто сделанным геометрическим центром, в котором пересекаются две самых главных пространственных и содержательных оси города. Это содержательная ось природы и истории – река Исеть, и содержательная ось истории и общества – главная улица.
 
Точка уникальная. Она была заложена когда-то, она развивалась, но не отменялась. Было множество попыток уйти с центральной точки, с этого места. В 30-е года пытались перенести центр. В 50-е года, 60-70-е года пытались найти новое место для центра – ничего не получилось. Мало того, что Плотинка осталась, она все время развивалась, все время становилось все более значимой. И в тот момент, когда был сделан исторический сквер, в тот момент, когда была реконструирована и благоустроена плотина, когда стали появляться новые набережные. И в один, как по-моему, очень важный день для нашего города в этой точке появляется некий знак, Краснознаменная группа. И это знак, который не может быть сдвинут в другое место. Краснознаменная группа становится главным знаком, главным элементом и символом нашего города.
   
Причем именно города. Я уже как-то говорил, что мы имеем множество разных пространств.  Пространство Свердловской области находится совсем рядом – это площадь перед нашим Законодательным собранием. Есть пространство площади 1905-го года с памятником Ленину. Но памятник Ленину – даже в советское время это был памятник государства, но не города. А вот Плотинка стала памятником и местом города. И поэтому все, что может появиться на этом месте, оно должно относится к городу.
   
И вот когда появился этот знак в городе, то случился очень интересный момент. Само проектирование, само создание Краснознаменной группы, то, как она была исполнена, говорит о том, что работали профессионалы очень высокого класса. Размер, сквозистость этого элемента, форма с одной стороны делало эту точку главной, фиксировало эти два пространства, а с другой стороны – не закрывало их. Очень часто появление архитектурного элемента разрушает пространство. Любая круглая скульптура скрывает пространство за ней: имеет заднюю, переднюю часть. А этот элемент не скрывал пространства за собой. Он только акцентировал главную точку. Этот акцент работал со всех окружающих территорий: и с набережной городского пруда, и с Исторического сквера, и с улицы Ленина. И действительно был одним из важнейших элементов нашего города».
 

Конструкция Краснознаменной группы, 2012 год, фото Анатолия Тищенко
   
Техника и эстетика
   
Над созданием Краснознаменной группы действительно работали профессионалы очень высокого класса. За проектирование памятника взялся коллектив Уральского института технической эстетики и дизайна, возглавил работу директор этого института Ролен Андрианович Шеин. Он считается главным автором памятника. Он и сам достоин памятника:
   
Ролен Шеин — это отец-основатель уральской школы дизайна, крупнейший специалист по технической эстетике и великий организатор. Институт, который он создал, занимался всем — от экспозиций городских музеев до облика военных машин и рассчета пусковых шахт баллистических ракет. А ещё он ветеран Великой Отечественной, воевавший в партизанских войсках, на Ленинградском фронте, на Дальнем Востоке. До войны Ролен Шеин занялся живописью, архитектурой, эстетикой, и не бросал эти заниятия даже во время боевых действий. А возможно, военный опыт и помог ему стать тем, кем он стал: умение воевать и руководить коллективом в экстремальных условиях соединилось с умением создавать прекрасное — и в результате родился Институт технической эстетики и все его проекты... Одним из которых является знаменитая Краснознаменная группа.
   
После того, как Краснознаменная группа была спроектирована, за её воплощение в металле взялся Машиностроительный завод имени Калинина — рабочие и инженеры этого легендарного завода делали все технические рассчеты, сварку шпилей из «космического» алюминиевого сплава. установку на затворной камере Плотины городского пруда. И если говорить, что памятник, кроме безусловной исторической и эстетической ценности может обладать ещё и ценностью научно-технической (смотрите определение памятника), то в Краснознаменной группе это продемонстрировано в полной мере: уникальный материал, уникальная конструкция, решение задачи вынесения нагрузки на тело плотины за счет внутренних элементов... Возможно, что очень скоро ЗиКовцам снова предстоит показать свое мастерство.
   
Одновременно со шпилями создавалась копия ордена Ленина — в мастерских уральского мастера Минулла Фаттахутдинова. Орден был отчеканен из алюминия.
   
Заметка на полях: помните, кто разрабатывал дизайн ордена Ленина, высшей награды СССР, в далеком 1930 году? Наш земляк, выпускник Екатеринбургского художественного училища, великий скульптор Иван Шадр.
   
В общем, менее чем через год после награждения Свердловска высшей государственной наградой, в начале мая 1974 года, памятник был возведен и торжественно открыт. Вскоре Краснознаменная группа стала главным символом города. А это даже больше, чем просто памятник.
   

Памятная акция 16 ноября 2015 г. в честь годовщины награждения Свердловска орденом Ленина
   
Современность
   
За три года, что прошли с момента варварского демонтажа Краснознаменной группы, она стала ещё и символом общественной, гражданской борьбы. Борьбы против пресловутой десоветизации. Борьбы за возвращение исторического достоинства, чести горожан. И борьбы за возвращение важнейших исторических, культурных, и — в том числе — эстетических кодов общества.
   
Недавно Ролен Шеин (автор памятника жив, здоров, и до сих пор активно занимается творческим трудом) обратил внимание на следующий факт. В свое время он был очень дружен с другим крупным художником советской эпохи, его ровестником Эрнстом Неизвестным, тоже свердловчанином. И в 2013 году он был приглашен на открытие музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге, где впервые в жизни (!) увидел Цветок Лотоса — архитектурную композицию, сделанную Неизвестным для египетского Асуана. Шпили, симметрия, всесторонний обзор... Практически — двоюродный брат Краснознаменной группы!
   
И нет тут ни плагиата, ни заимствования. Оба монумента — уникальны. Просто и тот, и другой являют собой яркий образец художественного мышления эпохи. Объемность, оригинальные цветовые решения, внимание к материалу — и при этом незыблемые симметрия, ритм, гармоничность, возвышенность форм, устремленность вверх... Всё это черты большого стиля 50-х — 70-х годов, Это переосмысление советского конструктивизма и мирового архитектурного опыта помноженное на научный прогресс и мечту о Космосе. Этот стиль — отразившийся в малых и больших архитектурных формах, градостроительных решениях послевоенного СССР — называемый советским модернизмом (возможно, не очень удачно), наряду с авангардом 20-х сегодня рассматривается как источник выхода из ловушки постмодернистской архитектуры. И это же надо было: в пике интереса всех архитекторов мира снести одно из самых ярких произведений советского модернизма в стране!
   
Впрочем, для некоторых чиновников искусство закончилось в XIX веке. А для некоторых оно вообще отсутствует как категория. Вопрос не к ним: научимся ли мы, простые граждане страны, ценить собственную историю, различать прекрасное и ужасное, и давать отпор тем, кто посягает на то, что является — хоть по ФЗ №73, хоть по-человечески — нашим культурным наследием и историческим достоянием.
   

Выставка «Город солнца: Архитектура коммунизма» в Уральской архитектурной Академии, посвященная шедеврам советской архитектуры 50-х — 70-х годов. В центре: Ролен Андрианович Шеин, автор Краснознаменной группы
   
* * *
   
UPD: Между прочим, сегодня в Областной газете состоится круглый стол под названием «Краснознаменная группа: памятник или нет?». Участвуют известные в городе историки, архитекторы и философы. А вести буду я. Видеотрансляция в 13:00 (по Екатеринбургу) на канале youtube Ivan Gubarev

   

promo artemijv february 5, 2016 12:00 49
Buy for 500 tokens
Итак, товарищи. На повестке дня восстановление Краснознаменной группы Свердловчанам пояснять не надо. Для остальных напомню: Краснознаменная группа — памятник в центре Екатеринбурга за вклад уральцев в Победу. Снесён в январе 2013 года. Город вскипел, чиновников мэрии тогда чуть не…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in