И, казалось бы, никто не сможет убить в потомках воинов Уральского Добровольческого память о таких датах, как 9 мая 1945 года и 22 июня 1941-го... Однако в этом году в День памяти и скорби в Екатеринбурге, помимо официальных мероприятий, соответствующих этому дню, прошло массовое мероприятие под названием «Фестиваль еды «Гастроном».
Вот что об этом
пишет интернет-издание
«Znak.com»:
«В Екатеринбурге с большим успехом прошел первый фестиваль еды «Гастроном»... гости дегустировали сотни блюд... Мероприятие, весь день проходившее в Литературном квартале в центре города, посетили около пяти тысяч человек...
Посетителей «Гастронома» не отпугнула начавшаяся за несколько дней до фестиваля дискуссия о том, уместно ли проводить мероприятие 22 июня — в День памяти и скорби, когда закон предписывает отказаться от развлекательных мероприятий. Инициатором обсуждения выступило свердловское отделение движения «Суть времени»... Активисты движения... устроили перед входом в Литературный квартал пикет, призывая гостей мероприятия воздержаться от посещения фестиваля...
Заметного воздействия на желавших попробовать ароматные бургеры, выпить мятного кофе или послушать мастер-классы от именитых шеф-поваров... всё это не оказало. У входа в парк образовалась большая очередь, сквер уже к обеду под завязку заполнился народом. К протестам «Сути времени» большинство гостей отнеслось иронически...»
Увы, если отбросить тон сообщения, то почти всё написанное верно. Весь день, в самом центре Екатеринбурга проходил фестиваль еды. Начался он одновременно с общегородской минутой молчания. И за то время, пока мы стояли в пикете, очередь на «фестиваль» становилась всё больше и больше...
Правда, входящие немного менялись в лице, когда видели наши плакаты и листовки. И кто-то даже выходил из очереди. Но «заметного воздействия на желавших попробовать ароматные бургеры» в день траура это не оказало. Большинство спокойно переступали порог заведения и никто не подавился.
Каково же отношение к этому событию ветеранов? Отвечая на этот вопрос, «Znak.com» (кстати — официальный информационный партнер мероприятия), что называется, «работает под идею». Тему «мы любим ветеранов» организаторы фестиваля еды начали раскручивать именно после того, как началась «дискуссия о том, уместно ли проводить мероприятие 22 июня». Эта отмазка – «бесплатный вход для ветеранов» и заявленная «социальная ориентированность мероприятия» – стали формальным поводом для Администрации Екатеринбурга не чинить устроителям фестиваля никаких препятствий.
Вот что движению «Суть времени» официально ответил
Сергей Тушин, замглавы города по организации значимых общероссийских и международных мероприятий:
«Информирую Вас о том, что... специалисты Администрации города Екатеринбурга провели переговоры с организатором мероприятия и указали ему на тот факт, что мероприятие будет проводиться в День памяти и скорби, а также на рекомендации федеральных властей... Организатор... пояснил, что мероприятие будет носить социально-ориентированный характер: пенсионеры и ветераны получат возможность бесплатного обслуживания на мероприятии...
Организатор направил адресное приглашение в Екатеринбургский совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Информирую Вас о том, что на мероприятии ожидается присутствие ветеранов, в связи с чем прошу Вас обратить особое внимание на недопустимость различного рода провокаций».
Оставим за скобками то, что наше законное требование соблюдать Указ Президента № 857, провести День памяти и скорби достойно и перенести мероприятие на любой другой день, названо «недопустимой провокацией» и сосредоточимся на ветеранском аспекте проблемы.
Городской совет ветеранов (председатель Ф. А. Ледерер) действительно получил приглашение на мероприятие, но ветераны этому факту никак не обрадовались. 19 июня Совет ветеранов города Екатеринбурга также обратился в Администрацию города с протестом и просьбой перенести «фестиваль еды». Интересно, им ответили так же, как и нам?
Кроме того, протест заявляли Областной совет ветеранов (председатель — Ю. Д. Судаков), Ассоциация узников гетто и нацистских лагерей (председатель — В. В. Рябцева), другие ветеранские и общественные организации. Устроители «праздника живота» и Администрация города прекрасно об этом знали. И если с организаторами всё понятно — они спасают вложенные деньги, то мотивация мэрии Екатеринбурга не совсем ясна.
Кстати, замглавы города Сергей Геннадьевич Тушин — один из чиновников мэрии, несущих ответственность за
снос Краснознаменной группы — памятника, возвеличивающего вклад уральцев в Победу. Уже полтора года мы наблюдаем, как делается всё возможное, чтобы памятник на свое законное место не вернулся.
Но вернемся к теме
«любви организаторов к ветеранам и пенсионерам». Знаете, что самое позорное в данной ситуации? Ветеранам Екатеринбурга даже не дали публично высказаться по поводу «фестиваля»! Как пояснил мне один известный в городе телеведущий:
«Ну, вы знаете, если мы покажем плачущих ветеранов — это будет манипуляция...»
То есть дать слово тем, кто воевал, кто потерял своих товарищей на войне — это манипуляция? А
говорить, что ветераны
«пришли и выглядели весьма довольными», — не манипуляция? Тем более что за всё время «фестиваля» мы увидели лишь одного ветерана, привезенного своей не очень деликатной родней, и я бы не сказал, что он выглядел «довольным».
Но что же люди, те самые пять тысяч человек, возжелавшие вместо почтения памяти погибших в войне «попробовать ароматные бургеры, выпить мятного кофе или послушать мастер-классы от именитых шеф-поваров»?
Накануне «Фестиваля еды «Гастроном» на местном ТВ
прошел опрос: как жители города относятся к его проведению 22 июня. 67 %, две трети проголосовавших, ответили «это недопустимо». Большинство горожан видят в таком «фестивале» осквернение памяти о войне, угрозу нашей культуре и истории. Но треть (33 %) жителей города, ответили «да, это допустимо». Вот они и пришли. И это не одурманенные «бандеровской пропагандой» жители Украины. Это жители обычного русского города.
Мне и моим товарищам удалось пообщаться со многими посетителями «фестиваля». Они уважительно отзываются о ветеранах, кто-то даже начинает рассказывать о своих воевавших прадедах. Но когда спрашиваешь: «Так что вы тогда здесь делаете?» — неизменно следуют ответы вроде: «А что такого? Я сегодня всё равно собиралась есть», или: «А помнить ветеранов надо каждый день, не только сегодня. И это личное дело каждого...»
Пожалуй, самый циничный ответ дал «московский гость» фестиваля еды, редактор журнала «Афиша Еда» Алексей Зимин: «Нет, я не вижу в этом ничего страшного... Ну вот знаете, была такая традиция — устраивать тризну по погибшим воинам... Вот считайте, что это тризна».
«Тризна» — это последнее, что может прийти в голову при взгляде на осоловевшую от обжорства толпу, которая под веселую музыку плавно течет от одного павильона к другому, от кебабов к шашлыкам, от стейков к капкейкам... Это вызывает мысли о совсем иных ритуалах. Например, о таком, какой провернула со своими гостями коварная Цирцея:
В дом их Цирцея ввела, посадила на стулья и кресла, Сыра, зеленого меда и ячной муки замешала
Им на прамнийском вине и в напиток подсыпала зелья,
Чтобы о милой отчизне они совершенно забыли.
Им подала она. Выпили те. Цирцея, ударив
Каждого длинным жезлом, загнала их в свиную закутку.
Головы, волосы, голос и вся целиком их наружность
Стали свиными. Один только разум остался, как прежде.
Плачущих, в хлев загнала их Цирцея и бросила в пищу
Им желудей и простых и съедобных и деренных ягод —
Пищу, какую бросают в грязи почивающим свиньям…
В греческих мифах гораздо больше конкретики, чем принято считать. Миф о Цирцее — это не аллегория, это технология. Чтобы расчеловечить, превратить в свиней спутников Одиссея, нужно «чтобы о милой отчизне они совершенно забыли». И даже сообщается, как именно это сделать. А разве не то же самое происходит с теми, кто заедает память о Великой Отечественной «ароматными бургерами»?
Кстати, организаторы подобных мероприятий даже не намекают на «цирцеистость» своего проекта, а говорят об оной фактически напрямую.
Например, в августе 2013 г. произошел скандал на гастрономической ярмарке в Брянске: один из участников выставки, компания «Царь-мясо», устроил инсталляцию из мертвых свиней, переодетых в брянских партизан — в честь 70-летия освобождения Брянщины.
Вот что пишет об этом газета «Комсомолец Брянска»:
«Примечательно, что сначала на это кощунство многие даже не обратили внимания... Но когда о свиньях, переодетых в партизан, рассказала телекомпания « 60 канал», люди стали возмущаться. И тем, что сотворил мясокомбинат, и тем, как восторженно вещали об этом в телерепортаже: «Каждый год наши технологи готовят разные композиции, – бойко вещала руководительница службы маркетинга, – В этом году у нас три поросенка, три партизана...».
Примечательно, что даже в этом случае посетители не заметили никакого кощунства.
Journal information